:: алгоритмы  и методы :: :: олимпиадные задачи :: :: связь :: :: о сайте ::
Путь: Интернет-технологии » Модели работы веб-серверов
  Модели работы веб-серверов. Треды, процессы, модули



В этой статье я постараюсь максимально широко изложить схемы работы веб-серверов. Это поможет выбрать сервер или решать, какая архитектура быстрее, не основываясь на часто необъективных бенчмарках.

В общем - статья представляет собой глобальный обзор "что бывает". Без циферок.

Статья написана на основе опыта работы с серверами:

  • Apache, Lighttpd, Nginx (на C)
  • Tomcat, Jetty (на Java)
  • Twisted (Python)
  • Erlang OTP (язык Erlang)
  • и операционными системами Linux, FreeBSD

Тем не менее, принципы достаточно общие, поэтому должны распространяться в каком-то виде на OS Windows, Solaris, и на большое количество других веб-серверов.

Цель веб-сервера

Цель веб-сервера проста - обслуживать одновременно большое количество клиентов, максимально эффективно используя hardware. Как это сделать - в этом основная заморочка и предмет статьи ;)

Работа с соединениями

С чего начинается обработка запроса? Очевидно - с приема соединения от пользователя.

Для этого в разных OS используются разные системные вызовы. Наиболее известный и медленный на большом количестве соединений - select. Более эффективные - poll, kpoll, epoll.

Современные веб-серверы постепенно отказываются от select.

Оптимизации ОС

Еще до приема соединения возможны оптимизации на уровне ядра ОС. Например, ядро ОС, получив соединение, может не беспокоить веб-сервер, пока не произошло одно из событий.

  • пока не пришли данные (dataready)
  • пока не пришел целиком HTTP-запрос (httpready)

На момент написания статьи оба способа поддерживаются во FreeBSD (ACCEPT_FILTER_HTTP, ACCEPT_FITER_DATA), и только первый - в Linux (TCP_DEFER_ACCEPT).

Эти оптимизации позволяют серверу меньше времени простаивать в ожидании данных, повышая таким образом общую эффективность работы.

Соединение принято

Итак, соединение принято. Теперь на плечи сервера ложится основная задача - обработать запрос и отослать ответ посетителю. Будем здесь рассматривать только динамические запросы, существенно более сложные, чем отдача картинок.

Во всех серверах используется асинхронный подход.

Он заключается в том, что обработка запроса спихивается куда-нибудь "налево" - отдается на выполнение вспомогательному процессу/потоку, а сервер продолжает работать и принимать-отдавать на выполнение все новые соединения.

В зависимости от реализации - процесс-помощник ("worker") может пересылать результат обратно серверу целиком (для последующей отдачи клиенту), может передавать серверу только дескриптор результата (без копирования), или может отдавать результат клиенту сам.

Основные стратегии работы с worker'ами

Работа с воркерами состоит из нескольких элементов, которые можно по-разному комбинировать и получать разный результат.

Тип worker'а

Основных типов два - это процесс и поток. Для улучшения производительности иногда используют оба типа одновременно, порождая несколько процессов и кучу потоков в каждом.

Процесс

Различные worker'ы могут быть процессами. В этом случае они не взаимодействуют между собой, и данные различных worker'а полностью независимы друг от друга.

Поток

Потоки, в отличие от процессов, имеют общие, разделяемые структуры данных. В коде worker'а должна быть реализована синхронизация доступа, чтобы одновременная запись одной и той же структуры не привела к хаосу.

Адресное пространство

Каждый процесс, в том числе и сервер, обладает своим адресным пространством, которое использует для разделения данных.

Внутри сервера

При работе внутри сервера - worker имеет доступ к данным сервера. Он может поменять любые структуры и делать разные гадости, особенно если написан с ошибками.

Плюсом является отсутствие пересылки данных из одного адресного пространства в другое.

Снаружи сервера

Worker может быть запущен вообще независимо от сервера и принимать данные на обработку по специальному протоколу (например FastCGI).

Конечно, этот вариант - самый безопасный для сервера. Но требует дополнительной работы по пересылке запроса - результата между сервером и worker'ом.

Рождение worker'ов

Чтобы обрабатывать много соединений одновременно - нужно иметь достаточное количество рабочих.

Основных стратегий - две.

Статика

Количество рабочих может быть жестко фиксированно. Например, 20 рабочих процессов всего. Если же все рабочие заняты и приходит 21й запрос - сервер выдает код Temporary Unavailable - "временно недоступен".

Динамика

Для более гибкого управления ресурсами - рабочие могут порождаться динамически, в зависимости от загрузки. Алгоритм порождения рабочих может быть параметризован, например (Apache pre-fork), так:

  • Минимальное количество свободных рабочих = 5
  • Максимальное количество свободных рабочих = 20
  • Всего рабочих не более = 30
  • Начальное количество рабочих = 10

Чистка между запросами

Рабочие могут либо заново инициализовать себя между запросами, либо - просто обрабатывать запросы один за другим.

Чистый

Перед каждым запросом очищается от того, что было раньше, чистит внутренние переменные и пр.

В результате нет проблем и ошибок, связанных с использованием переменных, оставшихся от старого запроса.

Персистентный

Никакой очистки состояния. В результате - экономия ресурсов.

Разбор типичных конфигураций

Посмотрим, как эти комбинации работают на примере различных серверов.

Apache (pre-fork MPM) + mod_php

Для обработки динамических запросов используется модуль php, работающий в контексте сервера.
  • Процесс
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Чистый

Apache (worker MPM) + mod_php

Для обработки динамических запросов используется модуль php, работающий в контексте сервера.

При этом, так как php работает в адресном пространстве сервера, разделяемые потоками данные периодически портятся, поэтому связка нестабильна и не рекомендована. Это происходит из-за ошибок в mod_php, который включает в себя ядро PHP и различные php-модули.

Ошибка в модуле, благодаря одному адресному пространству, может повалить весь сервер.

  • Поток
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Чистый

Apache (event mpm) + mod_php

Event MPM - это стратегия работы с worker'ами, которую использует только Apache. Все - точно так же, как с обычными потоками, но с небольшим дополнением для обработки Keep-Alive

Установка Keep-Alive служит для того, чтобы клиент мог прислать много запросов в одном соединении. Например, получить веб-страницу и 20 картинок. Обычно, worker заканчивает обработку запроса - и ждет какое-то время (keep-alive time), не последуют ли в этом соединении дополнительные запросы. То есть, просто висит в памяти.

Event MPM создает дополнительный поток, который берет на себя ожидание всех Keep-Alive запросов, освобождая рабочего для других полезных дел. В результате, общее количество worker'ов значительно сокращается, т.к никто теперь не ждет клиентов, а все работают.

  • Поток
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Чистый

Apache + mod_perl

Особенность связки Apache с mod_perl - в возможности вызывать Perl-процедуры по ходу обработки запроса апачем.

Благодаря тому, что mod_perl работает в одном адресном пространстве с сервером - он может регистрировать свои процедуры через Apache hooks, на разных стадиях работы сервера.

Например, можно работать на той же стадии, что и mod_rewrite, переписывая урл в хуке PerlTransHandler.

Следующий пример описывает rewrite с /example на /passed, но на перле.

# в конфиге апача при включенном mod_perl
PerlModule MyPackage::Example
PerlTransHandler MyPackage::Example
# в файле MyPackage/Example.pm
package MyPackage::Example

use Apache::Constants qw(DECLINED);
use strict;

sub handler {
    my $r = shift;

    $r->uri('/passed') if $r->uri == '/example'

    return DECLINED;
}

1;

К сожалению, mod_perl - весьма тяжелый сам по себе, поэтому использование его лишь реврайтов - весьма накладно.

В отличие от mod_php, перловый модуль персистентен, т.е не инициализует себя заново каждый раз. Это удобно, т.к освобождает от необходимости загружать заново большую пачку модулей перед каждым запросом.

  • Процесс/поток - зависит от MPM
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Персистентный

Twisted

Этот асинхронный сервер написан на Python. Его особенность - в том, что программист веб-приложения сам создает дополнительных рабочих и дает им задания.
# пример кода на сервере twisted 

# долгая функция, обработка запроса
def do_something_big(data):
    ....

# в процессе обработки запроса
d = deferToThread(do_something_big, "параметры")

# привязать каллбеки на результат do_something_big
d.addCallback(handleOK)
# .. и на ошибку при выполнении do_something_big
d.addErrback(handleError)

Здесь программист, получив запрос, использует вызов deferToThread для создания отдельного потока, которому поручено выполнить функцию do_something_big. При успешном окончании do_something_big, будет выполнена функция handleOK, при ошибке - handleError.

А текущий поток в это время продолжит обычную обработку соединений.

Все происходит в едином адресном пространстве, поэтому все рабочие могут разделять, например, один и тот же массив с пользователями. Поэтому на Twisted легко писать многопользовательские приложения типа чата.

  • Поток
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Персистентный

Tomcat, Servlets

Сервлеты - классический пример поточных веб-приложений. Единый Java-код приложения запускается во множестве потоков. Синхронизация обязательна и должна выполняться программистом.

  • Поток
  • Внутри сервера
  • Динамика
  • Персистентный

FastCGI

FastCGI - интерфейс общения web-сервера с внешними worker'ами, которые обычно запущены как процессы. Сервер в специальном (не HTTP) формате передает переменные окружения, заголовки и тело запроса, а worker - возвращает ответ.

Есть два способа порождения таких worker'ов.

  1. Интегрированный с сервером
  2. Отдельный от сервера

В первом случае сервер сам создает внешние рабочие процессы и управляет их числом.

Во втором случае - для порождения рабочих процессов используется отдельный "spawner", второй, дополнительный сервер, который умеет общаться только по FastCGI-протоколу и управлять рабочими. Обычно spawner порождает рабочих в виде процессов, а не потоков. Динамика/Статика - определяется настройками spawner'а, а Чистый/Персистентный - характеристиками рабочего процесса.

Пути работы с FastCGI

С FastCGI можно работать двумя путями. Первый способ - самый простой, его использует Apache.

получить запрос -> отдать на обработку в FastCGI -> подождать ответа -> отдать ответ клиенту.

Второй способ используют сервера типа lighttpd/nginx/litespeed/и т.п.

получить запрос -> отдать на обработку в FastCGI -> обработать других клиентов -> отдать ответ клиенту, когда придет.

Отмеченное отличие позволяет Lighttpd + fastcgi работать эффективнее, чем это делает Apache, т.к пока процесс Apache ждет - Lighttpd успевает обслужить другие соединения.

Режимы работы FastCGI

У FastCGI есть два режима работы.
  • Responder - обычный режим, когда FastCGI принимает запрос и переменные, и возвращает ответ
  • Authorizer - режим, когда FastCGI в качестве ответа разрешает или запрещает доступ. Удобно для контроля за закрытыми статическими файлами

Оба режима поддерживаются не во всех серверах. Например, в сервере Lighttpd - поддерживаются оба.

FastCGI PHP vs PERL

PHP-интерпретатор каждый раз очищает себя перед обработкой скрипта, а Perl - просто обрабатывает запросы один за другим в цикле вида:

подключить модули;

while (пришел запрос) {
  обработать его;
  print answer;
}
Поэтому Perl-FastCGI гораздо эффективнее там, где большУю часть времени выполнения занимают include вспомогательных модулей.

Резюме

В статье рассмотрена общая структура обработки запросов и виды worker'ов. Кроме того, заглянули в Apache Event MPM и способы работы с FastCGI, посмотрели сервлеты и Twisted.

Надеюсь, этот обзор послужит отправной точкой для выбора серверной архитектуры Вашего веб-приложения.